Фестивали и конкурсы
Фестиваль-конкурс актёрской песни "Поют актёры любительских театров"
Положение о фестивале-конкурсе
Приложение 2 Согласие на обработку данных
Приложение 3 Требования к номерам
Актерская песня или Зримая песня – инсценировка песни, как вид сценического представления, имеет свои законы и строго определенные принципы. Зримая песня учит мыслить пластическими образами, умение ориентироваться в сценическом пространстве и находить зримое выражение музыкально-эмоциональному строю произведения.
Что значит сделать песню зримой? Значит, создать на материале песни маленький спектакль. Здесь мы песню и слышим, и видим. Если музыкальное произведение воплотить в ярком, интересном рисунке, найти интересное режиссерское решение, то сила впечатлений повысится. Синтез актёрского искусства, музыки и текста в песне нельзя понимать
буквально – исключительно в смысле создания песни-сценки, где театральными средствами разыгрывается какой-то сюжет. Режиссёру очень важно найти меру использования выразительных средств театра и актёрского искусства в жанре театрализованной песни, отыскать баланс применения приёмов всего комплекса выразительных средств.
Важнейшее условие при работе над песней состоит в том, чтобы верно и точно определить, насколько текстовое и мелодическое содержание песни, её жанр и стиль допускают привнесение в неё приёмов собственно театральной выразительности.
Это может быть:
песня-монолог, где исполнитель создаёт персонажа, от имени которого поётся песня. В основе инсценирования лежит приём перевоплощения, создание характера или образа;
песня – диалог: режиссёр в такой песне выстраивает общение действующих лиц, которыми по сюжету становятся исполнители;
песня – рассказ: принцип рассказывания позволяет делать отступления от сюжета, использовать ассоциативные отвлечения, «броски во времени» — воспоминания, мечты... здесь используются элементы театрального костюма, реквизита, детали сценографического оформления. Но все приёмы должны быть трансформированы: если перевоплощение — то мгновенное, на глазах у зрителей, если театральный костюм — то не полное переодевание, а использование деталей;
песня-пародия — воспроизведение в преувеличенном виде особенностей оригинала, смешное подобие чего-либо, комическое или сатирическое переосмысление какого-нибудь явления искусства. Одна из главных задач пародии —отрицательная или положительная эстетическая, а порой и этическая оценка пародируемого субъекта или явления.
Способы инсценировать песню:
1. Перевести буквальный ряд в иную плоскость. Здесь необходимо говорить о глубине разработки предложенной авторами темы, и от постановщиков-соавторов требуется и свежесть взгляда на исследуемый материал, и способность мыслить масштабно, искать свой способ выражения волнующих проблем.
2. Создание песни с параллельными и метафорическим рядами.
3. Иллюстративный способ. Реальное отображение ситуации, развития конфликта и события, заключенных в песне.
4. Буквализация. Ироническое осмысление, каждая строка песни инсценируется буквально в пародийном стиле «что вижу то и пою».
Режиссёру театрализованной песни недостаточно для самого себя и исполнителей раскрыть смысловой и эмоциональный строй песни. Нужно донести их до зрителей. Чем ярче создаваемый образ, тем больший эмоциональный отклик вызывает песня у публики. Режиссёр и исполнители с помощью музыки и текста ведут разговор со зрительным залом.
В разработке информационного письма использованы материалы из методических рекомендаций Владимира Владимировича Кузьмина «Зримая песня», СПбГИК, 2017